Памятка заемщику (на русском языке)

 

ПАМЯТКА ЗАЕМЩИКУ

ЗАО «МКК «ТРАСТ – ЮНИОН»[1]

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
  1. В соответствии с законодательством МФО обязаны по требованию потребителя предоставить ему возможность ознакомления с уставом, а также с лицензией (свидетельством). 
  2. Общие условия предоставления финансовых услуг являются открытой информацией и не могут быть предметом коммерческой или банковской тайны. Информация о комиссионных вознаграждениях, тарифах и процентных ставках за оказание финансовых услуг должна быть открытой и доступной для потребителей. 
  3. До заключения любого договора на оказание финансовых услуг потребителю должно быть обеспечено полное раскрытие информации о предоставляемых услугах. Отказ в предоставлении информации об условиях и стоимости предоставляемых услуг не допускается. МФО обязаны принять все меры для того, чтобы довести до сведения потребителя информацию об условиях предоставляемых услуг, рисках, связанных с ними, предусмотренных законодательством последствиях и ответственности.  
  4. Информация об изменении общих условий предоставления финансовых услуг, за исключением информации о процентных ставках и курсе обмена валют, должна публиковаться в средствах массовой информации либо на интернет-сайтах не менее чем за тридцать календарных дней до вступления их в силу, а также постоянно размещаться на информационных стендах МФО. Информация об изменениях процентных ставок и курса обмена валют публикуется незамедлительно. 
  5. Договоры, заключаемые с потребителями, должны соответствовать Гражданскому кодексу, законам Кыргызской Республики и нормативным правовым актам Национального банка. Тексты договоров должны быть напечатаны одинаковым шрифтом не менее двенадцатого размера, изложены предельно ясно и доступно для восприятия и понимания потребителями. По выбору потребителя текст договора составляется на государственном или официальном языке. По усмотрению МФО текст договора может быть переведён на другой язык с обязательным составлением экземпляра договора на государственном или официальном языке, который имеет преимущественную силу. 
  6. МФО по требованию потребителя предоставляет ему для ознакомления информацию об общих условиях предоставления финансовых услуг, в том числе: 

1) порядок предоставления финансовых услуг потребителям;  

2) права и обязанности МФО и потребителя, их ответственность; 

3) ставки, тарифы и комиссионные вознаграждения по операциям МФО; 

4) предельные величины ставок и условия выплаты вознаграждений по депозитам и кредитам; 

5) предельные суммы и сроки принимаемых депозитов и предоставляемых кредитов; 

6) требования к принимаемому МФО обеспечению по кредитам; 

7) порядок рассмотрения обращений (жалоб) потребителей, возникающих в процессе предоставления финансовых услуг (процедура по обращениям); 

8) иные условия, требования и ограничения, которые МФО считает необходимым включить в общие условия предоставления финансовых услуг. 

7. МФО до заключения кредитного договора предоставляет потребителю в устной форме следующую информацию: 

 (1) срок предоставления кредита;

 (2) предельная сумма и валюта кредита, в том числе возможные валютные риски; 

 (3) размер ставки процента в годовом номинальном выражении, а также размер годовой эффективной процентной ставки на дату обращения потребителя; 

 (4) исчерпывающий перечень и размеры комиссий, тарифов и иной платы, связанной с получением и обслуживанием кредита;  

 (5) ответственность и риски потребителя в случае невыполнения обязательств по кредитному договору; 

 (6) ответственность залогодателя, поручителя (гаранта) и иного лица, являющегося стороной кредитного договора. 

 (7) размеры единовременных регулярных платежей по кредиту (выплачиваемых, как правило, ежемесячно); 

 (8) полную стоимость кредита, включая основную сумму, проценты, комиссии и иную плату, связанную с получением и обслуживанием кредита, по состоянию на дату предоставления информации; 

 (9) права потребителя, предусмотренные в разделе 3 листка ключевых данных о потенциальном кредите согласно Приложению 25 к Руководству по кредитованию.

8. При обращении потребителя — потенциального заёмщика для получения кредита МФО в обязательном порядке на бесплатной основе совместно с потребителем заполняет листок ключевых данных о потенциальном кредите строго в соответствии с формой согласно Приложению 25 к Руководству по кредитованию и предоставляет его потребителю. Потребитель вправе оставить заполненный листок ключевых данных у себя для сравнения информации по услугам других ФКУ.  

— Обращение в настоящем пункте не считается заявкой на получение кредита. 

— Листок ключевых данных о потенциальном кредите должен быть напечатан одинаковым шрифтом. Ячейки, в которых указываются сумма кредита, проценты в денежном выражении и общая сумма расходов по обслуживанию кредита, а также полная стоимость кредита должны иметь отличительный фон светлого цвета (кроме белого). Толщина (ширина) линии ячейки, в которой указывается полная стоимость кредита, должна быть не менее 3 пт. 

9. Кредитный договор должен соответствовать законодательству Кыргызской Республики и содержать все обязательные требования, предъявляемые законом и нормативными правовыми актами Национального банка.  

10. В период обслуживания кредита МФО по устному или письменному запросу заёмщика в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения запроса, безвозмездно, но в случае если не чаще одного раза в месяц или более короткого срока, предусмотренного договором или правилами МФО, предоставляет ему устную или письменную информацию: 

1) о сумме денежных средств, выплаченных по кредиту; 

2) о размере и сроках очередных платежей; 

3) о размере просроченной задолженности; 

4) о распределении поступающих денежных средств в счёт погашения задолженности по кредиту; 

5) о размере причитающейся к погашению суммы в случае частичного или полного досрочного погашения кредита;  

6) об остатке долга по основной сумме; 

7) о лимите кредитования.  

11. МФО осуществляет взыскание задолженности по кредиту в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством и кредитным договором. 

В целях взыскания задолженности по кредиту МФО надлежащим образом уведомляет заёмщика о необходимости погашения задолженности и о последствиях невыполнения обязательств по кредиту. Уведомление о задолженности должно содержать краткую информацию для заёмщика о размере задолженности с указанием суммы основного долга, начисленных процентов, комиссии, неустойки, других выплат (при наличии). Не допускается вручение уведомлений, и осуществление устных напоминаний по телефону с 22 часов до 6 часов по местному времени. 

12. Уступка требования по кредиту может быть произведена исключительно с согласия заёмщика (должника). Не допускается включать в кредитный договор право МФО (кредитора) на уступку требования по кредиту, независимо от согласия заёмщика. Уступка требования по кредиту оформляется отдельным соглашением.  

13. При осуществлении кредитования потребителей МФО обязаны соблюдать принципы ответственного кредитования: добросовестность, прозрачность, достоверность, партнёрское отношение, учёт экономических интересов и возможностей, а также обеспечить безусловное выполнение следующих требований: 

1) номинальная и эффективная процентные ставки по кредиту не должны превышать значения декларируемых (публикуемых) процентных ставок на дату выдачи кредита. Начисление процентных платежей начинается не ранее дня заключения кредитного договора по номинальной ставке на уменьшающийся остаток основной суммы кредита; 

2) до заключения кредитного договора должна быть раскрыта исчерпывающая информация об условиях предоставления кредита, включая информацию (Перечень расходов) о полной стоимости кредитного продукта (общая сумма основного долга, процентов, комиссий и иной платы, связанной с получением и обслуживанием кредита) согласно Приложению 30 к Руководству по кредитованию МФО;

3) до заключения кредитного договора должна быть тщательно изучена реальная платёжеспособность заёмщика, в том числе его личные данные, показатели занятости, доходы членов семьи которые учитываются в анализе, объёмы расходов, количество иждивенцев и другие показатели;  

4) заёмщику должны быть разъяснены последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств и ответственность по кредитному договору; 

5) запрещается включение в условия кредитного договора дополнительных сборов, комиссионных и других платежей, помимо публикуемых МФО или предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, а также иных сопутствующих услуг на платной основе, вне зависимости от договорённости с заёмщиком; 

6) кредитный договор должен предусматривать право заёмщика на безвозмездной основе отказаться от получения кредита в период после заключения договора и до момента получения заёмщиком денежных средств; 

7) кредитный договор (договор лизинга) должен предусматривать право заёмщика на досрочное погашение кредита (лизинга) полностью или по частям в любое время без взимания штрафных санкций (комиссий и иной платы) при условии предварительного письменного уведомления об этом МФО за тридцать календарных дней (Приложение 13 к внутреннему Руководству по кредитованию МФО);

8) размер процента по неустойке (штрафам, пени) за просроченную задолженность по основной сумме кредита и процентам должен быть не более процентной ставки по кредиту, указанной в договоре; при этом размер неустойки (штрафов, пени), начисленной за весь период действия кредита, не должен превышать двадцати процентов от суммы выданного кредита. Начисление неустойки приостанавливается на шесть месяцев со дня смерти заёмщика;

9) единственное жилое помещение, выступающее предметом залога, подлежит взысканию исключительно в судебном порядке и реализуется через публичные торги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Не допускается включение в договоры и соглашения арбитражной (третейской) оговорки об обращении взыскания на предмет залога; 

10) МФО не вправе в одностороннем порядке изменять условия кредитного договора, если это ухудшает права и/или увеличивает обязанности заёмщика. 

14. При рекламировании, публикации и распространении информации о стоимости кредитных продуктов необходимо указывать как номинальные, так и эффективные ставки процентов, а также размеры комиссионного вознаграждения. 

15. Не допускается использование кредитных продуктов, искажающих стоимость услуг и предусматривающих индексирование платежей по кредиту, в привязке к валюте, отличной от валюты кредитного договора.  

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

16. МФО имеет Процедуру рассмотрения обращений, являющейся неотъемлемой частью внутреннего Руководства по финансовому менеджменту (Процедура утверждена постановлением Правления МФО 14.12.2015г.). Процедура рассмотрения обращений соответствует законодательству нормативным правовым актам Национального банка. Информация о наличии в МФО процедуры рассмотрения обращений, а также книги жалоб и предложений размещается на видном и доступном для обозрения потребителей месте (информационные стенды и т.п.). Электронная версия процедуры рассмотрения обращений также размещена на официальном интернет-сайте МФО. По требованию потребителя МФО разъясняет ему установленный порядок рассмотрения обращений. 

17. Обращение потребителя рассматривается в МФО в порядке, установленном внутренней процедурой № 9. МФО обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений и по его результатам информирует заявителей в установленном порядке. В случае, если правила, установленные внутренней Процедурой по порядку рассмотрения обращений потребителей вступают в противоречие с нормативными правовыми актами НБКР, то действуют требования НБКР.

Сотрудники МФО не вправе содействовать в получении кредита за вознаграждение. 

Если у Вас имеются жалобы, Вы можете позвонить по телефону (0-312) 35-29-48, либо отправить их по адресу МФО: г.Бишкек, ул.Московская № 186-9 или на электронный адрес office@trust-union.kg


[1] Везде по тексту Памятки заемщику, ЗАО «МКК «ТРАСТ – ЮНИОН» обозначен как МФО или микрофинансовая организация согласно определению Закона КР «О МФО».

Настоящая Памятка заемщику разработана в соответствии с требованиями Положения НБКР «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей», утвержденного постановлением НБКР 24 июня 2015 года №35/10 с последующими изменениями и дополнениями.

Данная Памятка введена решением Правления Компании в действие с 24.10.2013г. согласно постановлению Правления НБКР № Н35/14 от 25.09.2013г., изменения в Памятку от 21.09.2016г. введены в действие Правлением Компании с 01.10.2016г.